Приветствие

Проект представляет Центральная городская библиотека им. В. М. Шукшина г. Бийска.

Центральная городская библиотека им. В. М. Шукшина - одна из старейших библиотек Сибири, была открыта 10 декабря 1900 года. Больше века это - главный информационный центр, важная информационная составляющая инфраструктуры города-наукограда.


четверг, 4 апреля 2013 г.

Час общения (сценарий)

«Дорога к звездам – долгая дорога»

Ведущий 1: 8 сентября 2013 года исполнится 90 лет со дня рождения выдающегося поэта современности Расула Гамзатова. Он родился в прекрасной горной стране – Дагестан. Каждый аул Дагестана чем-нибудь славен: аул – Балхар – гончарным искусством, Кубачи – чеканкой по золоту и серебру, а аул Цада – поэтами. Говорят, что из этого аула вылетают самые меткие пословицы и поговорки.

Ведущий 2: Общей у дагестанцев была судьба поэта.  «Одних певцов убивали из-за угла как Махмуда, других отравляли ядом, как  Эльдарилава, третьих в кандалах угоняли в Сибирь, как Ирчи Казака, четвертым выкалывали глаза, как Саиду Кочхюрскому, пятым сшивали губы, как Анхил Марин. Был убит и Расул из Чиркея. И это в краю, где век – не предел долголетия.
А сколько препон проходило слово поэта! Неспроста горцы говорят: «Через 12 зубов вышедшее слово 12 миров слышат». Дорого ценилось слово поэта в горах. Каждая песня Батырая обходилась ему ни много, ни мало…в быка. Так решили богатые аульчане. Но Батырай пел. И легенда говорит, что, когда не стало у Батырая своих быков, всем миром собрались бедняки, купили ему быка вскладчину. Батырай пел…
Позже таскали по судам Гамзата из аула Цада за то, что он ославил владельца харчевни:
И хозяин подарил мне коня, седло, подпругу,
Умоляя: - Замолчи!..- Но нельзя молчать Ашугу.
Слово, вылетев из уст, перевалит через горы,
И стихи мои ушли в неоглядные просторы.
  («Моя жизнь»)
Ведущий 1: Слово в горах издавна обладало реальной силой… В стране, где большинство народа неграмотно, народ особенно хорошо умеет слушать стихи, легко заучивать их наизусть. «В наших странах стихи распространяются с быстротой молнии, а рассказы читаются на народных сборищах. У нас стих острее меча…», высказался один индийский писатель.
Такова же была роль поэта и в горах Дагестана.

Ведущий 2: Расулу Гамзатову было 11 лет, когда он, лежа на шкуре быка на балконе сакли, сочинил свое первое стихотворение. Оно было посвящено событию, взволновавшему и его самого, и всех жителей аула: в 1934 году впервые в истории Цады самолет сделал здесь посадку. Поэзия начинается с удивления. Но время меняет поводы для него.
Ребенком Расул жадно впитывал в себя звуки и краски окружающего. Традиции национального уклада горцев, старинные легенды и народные песни, влияние русской культуры – вот что питало музу Расула Гамзатова, которая целиком принадлежит советскому времени. Он родился в 1923 г., когда Советская власть незыблемо утвердилась в горах. Он учился в советской школе, у русских учителей. Он был зачинателем аварской советской поэзии.

Ведущий 1: Поэзия для Расула начиналась с утверждения нового социального уклада, с утверждения упрочнившегося национального самосознания горских народов, ощутивших себя частью братской семьи народов советских.
Национальная жизнь остается той же богатой и плодородной почвой, на которой вырастают образы и темы поэта Гамзатова.
Революция, распахнув перед горцем окно в мир, одновременно помогла расцвести национальной жизни и национальному творчеству. Она показала, что связь с миром только тогда плодотворна, когда она обоюдна, двусторонняя.

Ведущий 2: Расул Гамзатов с детства впитал в себя непредубежденность к другим нациям, к другой культуре, к иному языку не только потому, что носил красный галстук пионера, но и потому, что в горах Дагестана издавна имели общих героев и общие песни.
Мальчиком почувствовал Расул бережное отношение к слову. Будучи ребенком, он знал его запах, его цвет, его крепость.
Мечты о подвигах, народные предания и сказки – весь мир фантазии будущего поэта опирался не только на легенды. Мудрость. Бесстрашие, верность в дружбе, твердую веру, горячий характер, несгибаемый нрав находил он в людях, его окружавших, с которыми был связан ежедневно и ежечасно.

Ведущий 1: Где учился Расул Гамзатов сюда, в 1940 году, окончив Буйнакское педагогическое училище, вернулся учителем. Отсюда однажды ушел он в путь более далекий, - странствовал ли он по аулам с аварским передвижным  театром, работал ли на радио, склонялся ли у зеленого круга лампы в редакции республиканской газеты, - он был уже в другой стране, далекой и близкой одновременно, - в стране поэзии. Кто побывал там, назад не возвращается. Но уходят туда разными дорогами.

Ведущий 2: 22 июня 1941 года началась  Великая Отечественная война. В тысячи домов пришла беда. Не обошла она стороной и дом старого Гамзата  Цадасы: оба старших сына его пали смертью храбрых.
Гибель братьев оставила кровоточащую, незаживающую рану в душе Расула.
Стихи его мужали, становились проникновенней, значительней.

Ведущий 1:
«Уж двадцать лет, как двое  братьев  милых
Погибли в неизвестном мне краю.
И двадцать лет во сне на их могилах
Я – третий брат – стою и  слезы лью.
Весь мир исколесив, сумел понять я:
В любом краю земли, в любой стране
Все люди мира – тоже третьи братья
Погибших и пропавших на войне».

Ведущий 2: На стихи Расула Гамзатова написано немало песен. Одна из наиболее известных его песен «Журавли», является своеобразным гимном памяти о солдатах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
( звучит песня «Журавли»)
СЛАЙД №2
Ведущий 1: Первые печатные строки его стихов, начали одну из основных тем его творчества: тему содружества советских народов.
«Дети дома одного» назвал Гамзатов одно из своих стихотворений о дружбе горцев с русскими.
Знаменательно, что с этой же темой связаны его первые поэмы.  Они были рождены стремлением поэта рассказать о братстве, выкованном в совместных боях.

Ведущий 2: 1949 -1950 годы он сам работал над переводами русской классики, знал по переводам на аварский язык лучшие произведения русской поэзии. Впоследствии он вспоминал: «Москва и Литературный институт научили меня держать в руке перо, научили меня сидеть, склонившись над белой бумагой, научили меня думать, научили меня любить и ценить свое чувство недовольства собою и своим словом».

Русский – стало означать более чем национальность. Когда боец, умирая от фашистской пули, ответил на вопрос склонившегося над ним санитара: «Кто ты?» - «Русский», - хотя и был азербайджанцем, это значило – «свой». Но был в этом и другой, высокий смысл, горец умирал за дружбу с русским народом, за свою большую советскую родину.

Ведущий 1: Русский язык не только открыл горцам мир других народов, близких и дальних, но и помог этим народам узнать поэтов Дагестана.
Судьба Гамзатова в этом смысле весьма показательна. В 1947 г. вышла на русском языке его первая книга. Поэта полюбили, узнали читатели необъятной страны. Одна за другой выходят теперь его книги. Имя его стало известным за рубежом.
 (сценка в исполнении 9 кл. шк. №15: Алексей Макаревич, Максим Колмаков, Саша Ковалик, Дмитрий Букреев)

 «Если судьба мне даст столько лет жизни, сколько у меня друзей, то даже в Дагестане, который славится долголетними жителями, не будет со временем старика старше, чем я».
(Композиция «Берегите друзей». Представляют учащиеся ПУ №4: Дарья Кравчук, Ирина Глушкова, Артемий Шамерканов и Интигам Масталиев)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретать же их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.
 
СЛАЙД №3
Ведущий 2: Как много хорошего в мире,  как много красивого в нем!
Эти вырвавшиеся из сердца поэта слова - лейтмотив всего творчества. Расула Гамзатова, черта оптимистического мировосприятия.
Вот как рассказал поэт «историю» своей любви к поэзии:

                             «Поэзия»
Был я мальчишкою, матерью ты мне казалась,
Любимой мне кажешься нынче,
А стану седым –
Дочерью будешь беречь мою старость,
Сгину – ты памятью станешь над прахом моим.
Сулейман Стальский сказал однажды:
Писать стихи – не легкий труд, -
Нас одержимыми зовут. («Молодым поэтам»)

                                        
 СЛАЙД №4
                        
Ведущий 1:Слово о родителях:
Первым учителем и наставником Расула в его литературных начинаниях был его отец, строгий и взыскательный мастер. «Мой отец из тех, кто и пахал землю, и косил траву, и грузил сено на арбу, и кормил коня, и ездил на нем верхом. Но я его вижу только с книгой в руке. Он держал книгу так, точно это птица, готовая выпорхнуть из рук…»
                          
(читает А. Макаревич)
Мой отец вставал на зорьке ранней
И, ещё в предутреннем дыму,
Отправлялся в путь к вершинам дальним
По тропе, известной лишь ему.

По крутым уклонам и пологим
Шёл отец, покуда мог идти,
Обходя проезжие дороги,
Презирая лёгкие пути.

Как-то погрешил я словом праздным,
Я спросил с улыбкою тупой:
"Мой отец, не проще ли гораздо
Проторённою идти тропой?"
Отвечал отец: "Мой путь известен,
Ничего, что он тяжёл и крут,
Там – следы моих стихов и песен.
Мне легко – они меня ведут".

Многое на свете миновалось,
С той поры прошло немало дней,
Нет отца, тропа его осталась,
Я идти попробовал по ней.

Горная тропа, куда же делась
Сила, вдохновлявшая отца?
Шёл я по тропе, а мне не пелось,
И казалось, нету ей конца.

Но услышал как-то, слава Богу,
Я знакомый голос впереди:
"Мой сынок, ищи свою дорогу,
Проторённой тропкой не иди!"

                
Ведущий 2: Один из сборников стихов и поэм Расула Гамзатова можно назвать гимном Матери как символу всего живого и сущего на земле.
Стихи многозначны, в них и трепетная сыновняя любовь, и благодарность той, что вспоила и вскормила поэта, и горечь оттого, что, как ему кажется, не все было воздано ей за ее самоотверженную, не знающую границ заботу.
Назвав сборник «У очага», Расул Гамзатов хотел бы видеть у разожженного им очага детей разных народов, которые бы, объединяясь в одну семью, пребывали в мире и благоденствии.

 (читает А.Карманов – «У очага»)
Дверцы печки растворены, угли раздуты,
И кирпич закопчен, и огонь тускловат.
Но гляжу я на пламя, и кажется, будто
Это вовсе не угли, а звезды горят.

Звезды детства горят, звезды неба родного.
Я сижу у огня,  и мерещится мне,
Будто сказка отца вдруг послышалась снова,
Песня матери снова звенит в тишине.

Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –
Нет ни дыма, ни пламени, нет ничего.
Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу,
Песня матери, сказка отца моего.
Ведущий 1: Это одно из лучших стихотворений Расула Гамзатова.

                        МАМА
Я ночью, бывало, с трудом волочу
О камни разбитые ноги,
А мама в окне зажигает свечу,
Чтоб я не сбился с дороги.

С тех пор истоптал я немало дорог,
В грозу попадал и в метели,
И всюду далекой свечи огонек
Помогал мне дойти до цели.


(В исполнении И. Кобзона песня «Матери»)
                                     
СЛАЙД №5

Ведущий 2: «Итак, от бурных стихов и песен я перехожу к спокойному рассказу, к прозе» - говорил Расул Гамзатов о произведении «Мой Дагестан».
«В «Моем Дагестане» говорится о том,  как бедная, одинокая женщина, у которой недавно умер ребенок,…стала кормить… своей грудью» будущего поэта, когда он был грудным младенцем и за ним не могла ухаживать тяжело больная мать. Расул Гамзатов пишет:
«Итак, две женщины на земле, перед которыми я в долгу. Сколько бы не длилась моя жизнь, и что бы я ни делал для этих женщин, что бы я ни совершал во имя их, мне никогда не оплатить долга. Сыновний долг не имеет конца.
Эти две женщины: одна – моя мать, та, которая меня родила, и впервые качала мою колыбель, и спела мне первую колыбельную песню; другая… тоже моя мать, та, которая когда я был обречен на смерть, дала мне свою грудь, и теплая жизнь начала вливаться в меня, и я с узкой тропинки умирания свернул на дорогу жизни.

Ведущий 1: Две матери и у моего народа, у моей маленькой страны, у каждой из моих книг.
Первая мать – родной Дагестан. Здесь я родился, здесь я впервые услышал родную речь, научился ей, и она вошла в мою плоть и кровь. Здесь я впервые услышал родные песни и первую песню спел сам. Здесь я впервые ощутил вкус воды и хлеба. Сколько бы раз ни поранился я в детстве, карабкаясь по острым камням, воды и травы родной земли залечили все мои раны. Горцы говорят: нет такой болезни, против которой не нашлось бы в наших горах целебной травы.
Моя вторая мать – великая Россия, моя вторая мать – Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала весь мир».

Ведущий 2: Главная тема Гамзатова – публициста так же как Гамзатова – поэта и беллетриста – Родина.
В публицистике  Гамзатова тема Родины раскрыта в широком аспекте. Для Гамзатова родина – это родной аул Цада и горы Дагестана. Но не только это. Родина для него – это «Россия с ее историей, судьбой и душой… Украина – с ее печалью и радостью… Грузия с ее нежностью и мужеством…» Это – «сиянье Севана и снежные вершины Арарата… Эльбрус и… Чегемское ущелье…» 
(Алина Царитова, Ангелина Урюпина шк. №3 – «Мой Дагестан)
Чтобы лучше познакомиться с этим талантливым и своеобразным человеком и поэтом, читайте его книги, и мы уверены, что это знакомство обратится в пожизненную привязанность к стихам поэта, который всем своим творчеством  подтверждает простую истину, что и в маленьком ауле может родиться большой талант.
Выставка «Певец добра и человечности»

Автор сценария: Казанцева Наталья Владимировна, заведующая абонементом ЦГБ им. В. М. Шукшина

Комментариев нет:

Отправить комментарий